Белорусские грузопотоки: как доставляют грузы из/в Китай логистические компании?

Опубликовано 26.05.2017, 15:02

На прошлой неделе правительство Беларуси утвердило задание по экспорту товаров и услуг в Китай на ближайшие три года. Так, в 2017 году экспорт товаров и услуг в КНР должен составить 653 млн. долларов, а к 2020 году эту цифру планируется увеличить почти в три раза до 1,5 млрд. долларов. Увеличение экспорта связывают в первую очередь с реализацией амбициозного китайского проекта «Один пояс – Один путь», представляющего собой новый Шелковый путь современности. Беларусь задействована в двух из четырех ключевых маршрутов нового сухопутного пути. О том, каким образом налажены грузопотоки между нашими странами, и какие изменения нас могут ждать в будущем, мы поговорили с Екатериной Соловей, специалистом по продажам на фокусный рынок Китай компании AsstrA-Associated Traffic AG.

Екатерина, добрый день. Расскажите, пожалуйста, в свете последних переговоров о Шелковом Пути и перспективах наращивания объемов грузооборота между Беларусью и Китаем, какие транспортные возможности уже созданы между этими странами?

Добрый день. Если говорить о направлении Китай-Беларусь, то долгое время единственным общедоступным способом перевозки было море. Относительно недавно появился сервис ускоренных поездов Китай-Европа-Китай, который мы успешно осуществляем в течение последних лет. В январе этого годабыл запущен УКП (ускоренный китайский поезд) по новому маршруту Чаньша (Китай) – Колядичи (Беларусь). Уникальность этого УКП в том, что это единственный поезд, который делает остановку и выгрузку грузов в Минске. Основное преимущество этого поезда в том, что он идет всего 16 дней, т.е. это BLOCKTRAIN –  поезд прямого сообщения, для которого дается зеленый свет, и он идет без остановок из Китая до Колядичей.

Какие грузы можно перевозить такими ускоренными поездами?

К перевозкам допускаются стандартные 40-футовыеи 20-футовые контейнеры. В случае последних контейнера могут ставиться парой на одну платформу.

То есть этим поездом можно перевезти абсолютно любой габаритный груз из Китая в Беларусь?

Нет, по ж/д-правилам Китая к перевозкам не допускаются опасные грузы (например, химические материалы, литиумные батареи и т.д.).

Екатерина, по срокам этот вариант доставки очень выгодный, а если оценивать его с точки зрения цены? Насколько он дешевле или дороже стандартных схем перевозок по данному маршруту?

Здесь необходимо ясно понимать потребности клиента. В целом из Китая есть четыре способа доставки в Беларусь.

  • Первый – это авиа. По срокам это самый привлекательный для клиентов вариант, всего один-два дня. Но стоит учитывать,  что это и самый дорогой вариант.
  • Второй стандартный вариант – море, и большая часть грузов, которые идут из Китая в Беларусь, доставляются именно морем, например, до порта в Клайпеде. Потом товары перегружаются на железную дорогу, либо на авто и доставляются уже в любую точку Беларуси. И хотя это самый выгодный вариант с точки зрения стоимости, сроки доставки здесь составляют уже порядка 50-55 дней. Кроме того доставка морем не всегда самый надежный вариант, так как есть вероятность повреждения грузов.
  • Третий вариант – автомобильная перевозка, но это не самый популярный вариант доставки грузов из Китая в Беларусь, потому что здесь и сроки, и стоимость будут достаточно высокими. Состояние дорог в России и Казахстане зачастую не очень хорошее, также существует риск кражи груза.
  • И четвертый вариант – ускоренный китайский поезд, который гарантирует оптимальное соотношение цены и сроков перевозки. Это идеальный вариант для китайских компаний, которым необходимо быстро и надежно перевезти оборудование, материалы и прочие грузы под конкретный проект. Например, это сейчас актуально в рамках строительства индустриального парка «Великий Камень». У ж/д-перевозок есть еще одно важное преимущество – надежность. Груз пломбируется, и поезд идет без остановок.

Давайте теперь поговорим об обратном направлении Беларусь-Китай. В белорусских СМИ часто проходят новости о планах отправлять в Поднебесную белорусскую молочную продукцию, мясо и т.д. Насколько эти планы реальны, в больших масштабах, а не в рамках разовых поставок?

Из Беларуси в Китай продукты питания уже перевозятся и именно ускоренными поездами. Грузы ставятся в рефконтейнеры (прим. Контейнеры, оборудованные холодильной установкой), что позволяет контролировать температуру на пути всего следования груза. Что касается перспектив развития и наращивания объема грузоперевозок из Беларуси в Китай, то, по моему мнению, есть абсолютно все предпосылки для активного развития в этом направлении.

С точки зрения продуктов питания у Беларуси сейчас есть преимущество за счет российского эмбарго. Ускоренными поездами из Европы в Китай нельзя перевозить санкционные продукты, поскольку все поезда следуют через территорию Российской Федерации. Поэтому для наших производителей сейчас очень важно не упустить момент и использовать эту возможность для продвижения продуктов высокого качества на крупнейший рынок мира. И это не только молочная продукция, но и кондитерские изделия, замороженные хлебобулочные изделия. И этот список будет только расширяться. Эту возможность активно прорабатывают и на правительственном уровне: сейчас ведутся переговоры по получению разрешений на экспорт мясной продукции.

Что касается расширения грузопотоков по направлению Китай-Беларусь, то, например, «Великий Камень» сейчас только в стадии строительства, и как только эта стадия завершится, потоки увеличатся за счет открытия или переноса уже конкретных производств.

Также Беларусь обладает большим транзитно-логистическим потенциалом. Благодаря её географическому положению грузы из Беларуси можно быстро и выгодно развести по странам Прибалтики, ЕС и СНГ. Поэтому к нам обращаются не только китайские, белорусские, но и европейские компании, заинтересованные в первую очередь в импорте китайских товаров легкой промышленности.

Екатерина, если говорить о реализованных перевозках ускоренными поездами? Были  ли проекты, которые  вызвали сложности?

В прошлом году  у нас был интересный проект по перевозке вина из Франции в Ланьчжоу (Китай). Особенность перевозки была в том, что груз необходимо было сначала забрать из разных городов во Франции, затем авторефрижераторами довезти до Дуйсбурга (Германия). Затем сорок один 45-футовый контейнер были доставлены ускоренным поездом в Китай. Благодаря слаженной работе наших подразделений в каждой из стран груз доставили в полной сохранности и в срок.

Подводя итог разговора, можно сказать, что уже сейчас создаются все условия для наращивания объема  грузоперевозок  между Китаем и Беларусью. На данный момент  наша страна по-прежнему в разы меньше экспортирует, чем импортирует товары из Китая. Открытие новых маршрутов из Беларуси, расширение  логистических возможностей  и выход на китайский рынок крупных белорусских компаний позволит улучшить эту ситуацию в будущем.

Источник: AsstrA

Наши новости в Telegram

Комментарии